«Шестая часть мира» Дзиги Вертова — редкая удача. Авангардистских экспериментов, вдохновленных патриотическими чувствами и не упрощенных до примитивной агитки, не так много. Этот фильм, ставший классикой кино, был создан как рекламный ролик, демонстрирующий преимущества экономической и политической системы СССР. С тех пор прошло без малого сто лет. Территория России уменьшилась с одной шестой до одной седьмой части мира. Величина по-прежнему грандиозная, тем не менее разница налицо. Ушла в прошлое бурная жизнь исчезнувшей страны: постсоветское время не знает ни страстей, что бушевали в России после революции, ни воодушевления веривших в позитивность преобразований, ни трагедии тех, кто считал Октябрь 1917-го величайшим злом. «Вся современность ниагарится», — писал Хлебников накануне грядущих потрясений. О наших днях так не сказать. «Нулевые» годы славятся художниками-монументалистами, воспевающими руины как символ утраты больших идей. На смену меланхолии «нулевых» приходит критический натурализм, сочетающий выразительность профанных материалов с не инсценированной серьезностью стейтмента и изощренным языком пластических метафор. Поколение художников 2010-х гг. предъявляет упрек нашей эпохе контроля и эффективности в мелочности и безыскусности.
«Север-7» — едва ли не самая интересная группа, появившаяся за последнее время в нашем искусстве. Дрейфующая станция продолжает арт-зимовье с непременным успехом уже пять лет, исследуя жизнь седьмой части мира без оглядок на институциональные предписания и модные интеллектуальные тренды. «Север-7» подкупает самодостаточностью: этим художникам интереснее всего работать друг с другом. Один из их излюбленных жанров — зарисовки из жизни мастерской, — фиксируют этот work in progress. Группа экспериментирует с разными художественными языками, ценя в особенности перформанс как проживание художественного опыта в реальном времени. «Седьмая часть мира» — подобный эксперимент на границе с жанром тотальной инсталляции.
В NAMEGALLERY «Север-7» построил современную Россию в миниатюре: горизонты, опрокинутые в бездорожье, наши дали и шири, способные поглотить все и вся, сколоченные на авось времянки маэстро Самоделкина, эпическая скука провинциальных городков, герой нашего времени бабушка с авоськой, и, конечно, шумный праздник с бесконечным застольем. Об этой «Расее», запечатленной на знаменитых рисунках Бориса Григорьева, рассказано с любовью Андрея Белого к «заветным грязям» и с татлинской страстью видеть красоту в заурядных материалах и вещах. Поиск самобытного искусства, которым были одержимы гении русского модернизма, продолжается. К приторговыванию рифмами к arte povera, забавлявшими московскую публику с легкой руки Марата Гельмана лет десять назад, он не имеет ни малейшего отношения. Все всерьез, интеллектуальные игры сегодня мало кого забавляют. Скульптуры, живопись и графика «Севера-7» живут той жизнью, что переполняет хохочущих малявинских баб, меланхоличные пейзажи Левитана и натуралистичную репортажную живопись Верещагина. Они выставят на посмешище рвение любого новоиспеченного русского художественного союза. «Север-7» создает новое современное искусство седьмой части мира.
Станислав Савицкий