«Если я обращу человечество в часы
И покажу, как стрелка столетия движется,
Неужели из нашей времен полосы
Не вылетит война, как ненужная ижица?
Там, где род людей себе нажил почечуй,
Сидя тысячелетьями в креслах пружинной войны,
Я вам расскажу, что я из будущего чую
Мои зачеловеческие сны»
Велимир Хлебников «Если я обращу человечество в часы», 1922
Велимир Хлебников, чье стихотворение взято и как поэтический образ выставки, и как ее смысловой вектор, помимо литературного таланта, был обладателем математического склада ума. Его интерес к истории наук, к цифрам и теориями «единой Вселенной» привел к открытию им формулы для вычисления временных интервалов между повторяющимися или радикально противоположными событиями истории. Со временем его формула претерпевала изменения, отвечая новым выводам и открытиям Хлебникова, но суть оставалась прежней – поэт на языке математики и поэзии говорил о цикличности истории и через научное знание стремился найти инструмент для предопределения будущего.Человек, хоть и носит звание существа разумного, зачастую не оправдывает возложенные на него ожидания. Неумение учиться на собственных ошибках, на своем опыте, как в частной жизни, так и в ситуациях, касающихся большого сообщества людей, все чаще приводит к пугающим последствиям. Роль художника в современном мире безнадежности и оглупления обретает особую важность, и здесь Хлебников становится лирическим героем/трикстером, примером «певца современности», предсказателя и «предостерегателя-будетлянина», говорящего с позиции своих «зачеловеческих снов». Не зря люди творческих профессий подвергаются большим гонениям – мало кому нравится смотреть в лицо несовершенствам бытия.В кризисные моменты человечество зачастую прибегает к источникам иррационального знания в стремлении преодолеть невыносимость происходящего, найти альтернативные точки опоры, объяснение происходящему и в идеале — предугадать будущее или, по крайней мере, момент окончания темных времен. Неудивительно, что именно сейчас мы наблюдаем рост интереса к астрологии, нумерологии, картам таро и различным формам магии. Территория мистического оказывается пространством, где человек пытается забыться, спрятаться, преодолеть собственные страхи, захлестнувшие нас сегодня, потому что реальность становится мучительной для людской психи. Спекулятивное играет роль защиты и создает видимость безопасности, поскольку, с одной стороны, дарит иллюзию контроля, с другой — оставляет пространство для случайности.Так, художники, участвующие в проекте, представляют различные спекулятивные подходы к предсказанию будущего. Любые представления о грядущем проецируются из настоящего, а сегодняшнее настоящее полно тревог, которые невозможно контролировать. Художники здесь выступают в роли мистиков, нумерологов, визионеров и футурологов — они экспериментируют со взглядом, словом и телом, проектируют летательные механизмы, перевоплощаются с помощью биоморфных масок, предлагая определенные системы координат, альтернативные невыносимой актуальной реальности.Стихотворение «Если я обращу человечество в часы» Велимир Хлебников написал в 1922 — в год своей смерти. Впереди людей ожидают войны, голод, репрессии и множество других трагедий, как личных, так и глобальных. Прошло сто лет, но мы словно продолжаем падать в кроличью нору, лишь иногда замедляясь на короткие передышки. И сможем ли мы наконец приземлиться?Куратор — Лизавета Матвеева