«Суперпозиция» — специальный персональный проект Алёны Терешко для NAMEGALLERY. Он представляет цикл новых живописных работ и десятиминутный видео-перформанс, с участием танцхудожников Вадима Еличева и Вали Луценко, — на тему телесности, восприятия собственного тела как способа познания. Имя Алёны Терешко хорошо известно российской арт-сцене. Выпускница кафедры монументально-декоративной живописи Академии Штиглица, Школы молодого художника Про Арте, лауреат премии Сергея Курёхина в номинации «Медиа-объект» 2017 года; участница множества коллективных и сольных проектов, среди которых выставка в ММСИ зимой 2019 года; участница международных фестивалей (Oberhausen International Film Festival), специальных проектов Уральской (2017) и Венецианской биеннале (2013).
Выставка «Суперпозиция» в пространстве NAMEGALLERY доводит до предельного обнажения идею отношения человека с самим собой: взгляд на себя со стороны, отчуждение, анализ, вовлечение и погружение. Натура, будь это сам художник или бесплотные, танцующие фигуры, запечатлённые на видео, изучающие и проникающие друг в друга, - обращается к истокам восприятия человеческой сущности, осознания своей телесной идентичности. Работающая с разными медиа: графикой, живописью, видео, перформансом, Терешко создаёт художественный язык, трансформирующий процесс рисования. Изображая собственное тело, с множащимися кистями и локтями, ступнями и пальцами, она снова и снова создаёт себя, вылепляя по частям, будто сотворяя заново из глины. Раскручивающиеся формы рук и ног, взгляд со стороны, справа и слева, повороты и изгибы, мимолётные движения транслируют визуальный мир, открывающий сугубо авторскую мифологию. Максимально убедительную в своём посыле.
«Суперпозиция» — автобиографический проект Терешко, являющийся логическим продолжением по переосмыслению центральной темы художника: предельно интимной телесности как документации субъективного и объективного. Повторяющиеся очертания собственного тела, различные позы и ракурсы, плавно переходящие из картины в картину, населяют поверхность каждой из её работ. Прозрачные и светящиеся красочные слои, сквозь которые порой видны следы предшествующих зарисовок, создают особый эффект материальности и нематериальности одновременно. Несмотря на то, что телесность Терешко почти лишена чувственности, она производит ощущение причастности к самому сокровенному. Линии и контуры разворачиваются в пространстве, превращаются то в футуристические конструкты, архитектурные праформы, то в неведомые механические объекты. Тщательно продуманные позиции, раскадровки телесных практик, детально проработаны, доведены до состояния воплощённой мысли, подчинены общему движению и ритму. Выстраивая своё послание, Терешко постоянно обращается к процессу внутреннего вглядывания, вчитывания, авторефлексии. Она стремится зафиксировать быстротечность, изменчивость каждого момента, а может и опереться на моменты устойчивые, ясно осознанные.
Эстетика Терешко — исследование тела, тела собственного и тела самого искусства, аналогичного биологическому, живому организму со своими законами и сознанием. Эта эстетика о пластическом формообразовании, о специфике эволюции современных систем живописи, графики, видео-арта, способных раскрыть во взаимодействии смыслы и интерпретации новой фигуративности.
Анна Якубова