БИМ - БОМ

Художник Олег Хмелев работает в необычной мастерской: инсталляцию «Бим - Бом», состоящую из абстрактных и фигуративных картин, скульптур, объектов, видео, он создает в гараже на окраине Санкт-Петербурга. Мастерская-гараж – не только место работы, но и собственно та реальность, та фактура, которую Хмелев воссоздает в искусстве. Его тема – отнюдь не «русское бедное», как можно сразу же подумать, но нечто совершенно другое. Ведь гараж Хмелева - особенное место и мог бы войти в список нетривиальных экскурсионных объектов Петербурга. Здесь, где заканчиваются новостройки и разрастаются пятна технических зон, в узком проезде между рядами домиков-гаражей Хмелёв в хорошую погоду устраивает импровизированные выставки своих картин «на природе», продолжая славную традицию «Летописи» и Бориса Кошелохова, и у его живописи необычные первые зрители: собачья семья, которая сторожит гаражный массив.

 

Будка сторожа и собак расположена особым образом: она при въезде, но не на земле, а на огромной рубероидной кровле, накрывающей ряд гаражей. Посетители мастерской Хмелева видят над головой длинную черную горизонталь, бескрайнее небо и свесившиеся вниз дружелюбные собачьи морды. Жизнь безымянной старой суки и ее пожилого сына, которых художник назвал Бим и Бом, течет в неспешных пробежках по крыше и созерцании атмосферных явлений. Эта неожиданная картина собачьей жизни настраивает на размышления о странности мира, знакомой каждому: о вызывающем соединении в нем ограниченности и бескрайнего, которые являются и во внешнем, и во внутреннем периметрах существования каждого из нас.

 

В этом плане, обращаясь к гаражной теме, Хмелев уводит разговор с уже освоенных в 1990-2000-е территорий-размышлений о том, что такое теперь искусство. Проблема вхождения вещи в искусство, показанная в Цюрихе Фишли и Вайсом в их витрине с полиуретановыми копиями реди-мейдов (предметов из мастерской-гаража), тут не ставится, как и проблема утлой жизни, ржавчины, пыли, в которых все заканчивается и начинается вновь. Проблема творчества Хмелева в большей степени пространственна, ведь он по сути - скульптор. Речь идет о том, как фактуры и объем реального пространства необычны и подвижны, какие констелляции форм они порождают, как абстрактная реальность оборачивается морфингом фактурных конкретностей. Можно подумать, что Хмелев переводит свои ежедневные впечатления на язык искусства, погружаясь в мир фэнтези, где края города становятся живописными абстракциями, бэушный ватник превращается в изысканный минималистский рельеф и в темноте гаража возникает фантастический трон с фигурами геральдических псов из компьютерных игр. Возможно, художник действует так, чтобы предложить нам представить себе взгляд на мир иных существ, разделяющих этот мир вместе с нами. Под этим взглядом Бим и Бома наша обыденность, гаражная и квартирная, музейная и галерейная привычность превращаются в самые загадочные, населенные чудесами пампасы и прерии, что отлично известно всем товарищам живой природы. Вместе с тем инсталляция Хмелева передает реальный драматизм жизни в гаражном доме, которая идет под постоянной угрозой насильственного выселения. Черные линии на стенах галереи напоминают не только о мазуте и битуме, но и о чертах гексаграмм «Книги перемен»: здесь судьба совершает свою игру, о которой не подозревают включенные в нее Бим и Бом, а люди готовы серьезно играть с оружием в руках - защищать свои гаражные дома от покушений застройщиков.

 

Благодаря художественным склонностям, владению разнообразными материалами творчества и обстоятельствам жизни Олег Хмелев стал редким практикующим скульптором-экологом, способным остранить городские задворки и создать из них фантастический трип имени Бим и Бома.

 

Текст: Екатерина Андреева.