КАК СОХРАНИТЬ СЕКРЕТ ИЛИ СКРЫТЬ ОЧЕВИДНОЕ

NAMEGALLERY открывает выставочный сезон персональным проектом Анны Андржиевской, яркой участницы «Север-7». Выставка «Как сохранить секрет или как скрыть очевидное» продолжает узнаваемую линию художественной стратегии, последовательно воплощаемой в жизнь. Графические биоморфные работы, размещённые в плоскости галерейного «white cube», являющиеся визитной карточкой автора, приобретают новое символическое значение, раскрывающее сложные взаимосвязи между художником и произведением, людьми и миром.

Мастерская Андржиевской расположена в районе Нарвской заставы на территории завода «Равенство». Двухъярусное пространство с крутой, неловкой лестницей, небольшим диванчиком, столиком, с цветными и чёрно-белыми фотографиями, с размещёнными по стенам и вдоль них подрамниками, планшетниками, тюбиками краски, рулонами и папками бумаги, стопками законченных и нет работ. Здесь, в полузаброшенном, но уютном помещении, в тишине и сосредоточении, и создаются переливающиеся как драгоценности вещи: витиеватые росписи по бумаге, холсту и эмали, передающие атмосферу завораживающей сказочности.

Анна работает с разными техниками и форматами, с краской, тёплой и холодной, с акрилом, тушью, цветными карандашами, фломастерами, баллончиками. Благородное рисование, со сложной и строгой линией, с приглушённым светом и цветом, соседствует у неё с флуоресцентными вкраплениями, коллажными вторжениями, абсурдными подписями. Её многослойное письмо с «супрематическим» геометризмом, тем не менее, не абстрактно, хотя и заходит на территорию, пограничную с беспредметничеством. Композиции проникнуты пульсирующим ритмом, где смешивается реальное и нереальное, фигуративное и автоматическое, бессознательное, создающее ощущение пространства и глубины.

Андржиевская - представитель целой плеяды современных пермских художников, высадившихся арт-десантом на петербургской земле (среди них Илья Гришаев, Сергей Денисов, Иван Лукиных, Ася Маракулина, Вадим Михайлов, Алёна Петит). Закончив Художественно-промышленную академию им. А.Л. Штиглица и одновременно «Школу молодого художника» Про Арте, она органично вписалась в реалии художественной среды, вступив в группировку «Север-7», одно из самых значительных явлений петербургской арт-сцены. Работающие в межстилевой, пограничной практике современного искусства, молодые и ироничные «севера», - наследники перформативных практик и традиционной графической, живописной культуры, - раскрыли возможность активного эксперимента в области формотворчества, актуального рисования и практик моделирования.

Это первый большой персональный проект Андржиевской, отличающийся своей фундаментальностью. В него вошли серии специально созданных графических листов, ювелирно-сделанные эмалевые работы и настенные росписи. Экспозиция объединена общей историей хрупкости и бренности. Это размышление о смыслах и их возможностях. Вариации, метаморфозы и алхимические перевоплощения - есть не что иное, как стремление автора к саморефлексии, сопротивлению всему: материалу, школе, любым идеологиям. Подобное отрицание приводит к возвращению, обращению к кропотливому, трудоёмкому, ремесленному началу. Здесь досконально выстроенный мир фантазий художника, лишённый права на ошибку, обнажает свою иллюзорность. Стилистическая узнаваемость, повторяемость мотивов соседствует с беззащитно-детским языком высказывания, особой нелогичностью, в которой прорастают дополнительные смыслы. Неведомые существа, не то херувимы и престолы, и все небесные силы, не то диковинные зверьки, или же крылатые облачка, населяющие многоликий мир графики Андржиевской, являются особыми посланиями. Эти значки-символы, часто переданы на языке, не поддающемся расшифровке. Код скрыт, запрятан в личном архиве автора, он и есть его главная защита, невидимый доспех.

 

Анна Якубова