ОБЩЕЕ МЕСТО

На этой выставке показываются работы студентов факультета графики. Тех, кто совершает прорыв в будущее. 

Мы гордимся своей историей, и, конечно, почитаем учителей. Вне зависимости от положения и возраста с пиететом относимся к тем, кто развивал академическую школу, кто не мыслил себя вне этих стен. Сама архитектура нашего здания призывает к смирению. Не только внешние формы, но и планировочное решение - круг, вписанный в квадрат, вечность и устойчивость. Бесконечные коридоры, идущие по периметру, иллюстрируют идею непрерывного цикличного развития, которое в какой-то момент может стать самоцелью. Мы много говорим о прошлом, о традициях, а вот о будущем как-то неопределенно. Такое отношение неизбежно вызывает кризис. Мы не должны утешать себя тем, что занимаемся образованием, а не развитием карьеры.   Мы не можем огородиться от мира, не можем не учитывать современный контекст. Задача в том, чтобы поддержать одаренных людей, научить ремеслу и заставить мыслить. Относительно ремесленных навыков, которые приобретаются после многочасового штудирования, то тут все более ли менее благополучно. Что касается содержательности тут есть проблемы. Я имею в виду унылый репертуар сюжетов, бесконечное повторение композиционных схем... На мой взгляд, это следствие тех коррозий, которые произошли в период ограниченной свободы от попыток поверхностно осовременить форму. Получалось, как говорят горячо любимые китайцы «мао дунь», «ни то ни сё». Академическое сообщество проигнорировало изменения последних десятилетий, как и в застойные семидесятые, избегает острых тем и сюжетов, новизны и свежести. Робко реагируя на вызовы времени мы заняты воспроизводством художников, часто лишенных ярко выраженной творческой индивидуальности. Впрочем, это относится не ко всем. Изменения приходят оттуда откуда их не ожидают. 

Факультет графики был всегда обособлен. Главным изначально считался факультет живописи. Но у графиков была возможность свободного, разумеется в пределах допустимого государственной идеологией и академической системой, творчества. Они читали книги, как минимум те, что иллюстрируют, ходили в театр и слушали музыку. Ещё они не носили бороды. 

Живописцы обосновались в просторных мастерских на втором этаже, рядом с церковью и библиотекой. Архитекторы были вознесены на верхний этаж. Скульпторы всегда работали на Литейном дворе. А вот графики скрывались в дальней четверти здания. И там сохраняли себя. Более того, периферийное положение позволило им обрести относительную независимость и со временем привлечь внимание извне. 

Понятно, что за происходящим стояли и стоят конкретные персонажи. Не будем перечислять всех, кто преподавал здесь в прошлом, но вспомним одного из них, замечательного художника и прекрасного педагога Андрея Пахомова. Он, как никто другой, ощущал необходимость перемен. Он поддержал молодых педагогов (в их числе Александр Заставский и Леонид Цхэ), которые сформировали определенную среду, взбодрив студентов задали темп. При этом он не был революционером и его последователи непохожи на революционеров. 

Сегодняшние студенты факультета графики совмещают знания, умения, полученные в результате долгого штудирования со свойственной молодости энергией и свежестью восприятия мира. 

Я надеюсь, что эта выставка академических воспитанников, талантливых молодых художников, с которыми мы связываем большие надежды, не разочарует зрителей. 

 

 

С.И. Михайловский,

и.о. ректора СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина, почётный профессор МАРХИ и Шэньчжэньского университета, член-корреспондент РАХ, член Президиума Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, член Совета по культуре при губернаторе Санкт-Петербурга, комиссар павильона России на Венецианской биеннале, куратор и организатор выставок в России, Европе, Китае, США   

 

 

***

Композиция - это одна из основных дисциплин. Вместе с классическими штудиями в живописи и рисунке она составляет основополагающую совокупность знаний и навыков, приобретаемых студентами в Академии Художеств для дальнейшего их применения в практической деятельности. Это единый, базовый «набор инструментов» для разных выпускников-специалистов в области живописи, книжной и станковой графики.

Для правильного исполнения учебного задания по композиции, существуют правила - законы перспективы, построения композиции, фигуративного, академического рисунка. На втором курсе факультета графики по заданию необходимо выполнить акварелью, тушью, карандашом или темперой серию станковых листов на определенную тему.

На выставке представлены работы студентов второго курса графического отделения 2014 - 2016 годов. В этом учебном периоде была предпринята попытка предложить задание по композиции, в котором, на ряду с мастерством, студенты могли бы сформулировать собственное отношение к проблематике темы, научиться критически анализировать. Общее место — это тема про локации в городской среде (метро, супермаркеты, спальные районы, общепиты), устоявшиеся понятия, то с чем сталкиваешься в повседневной жизни. Главное условие выполнения задания - попытаться на личном опыте взаимодействия с окружающим, через собственную художественную оптику, создать новые эстетические конструкции и образы, и воплотить их при посредстве традиционных графических и живописных техник в серии из четырех листов. Студентам приходилось без готовых схем все искать с нуля, сталкиваясь с живым окружающим миром, опираясь на чувственный опыт.

 

Куратор: художник и преподаватель АХ Леонид Цхэ