LYUBASHA AND THE WOLF. EROTIC PICTURES BY VICTOR KUZNETSOV

TALES SHOWN AND FANTASIES TOLD IN PICTURES

 “Lyubasha and the Wolf” is the never-ending story of an innocent girl and a dreadful beast, love and death, art and the artist. This story is told in pictures, of course, and Viktor Kuznetsov does a wonderful job of it. He certainly knows how the years, cities and countries fly by, but Lyubasha and the Wolf are as inseparable as always.

The art of Viktor Kuznetsov is a refined art of transformation. An image always readily becomes a different one. The wolf might appear as a savage beast, or might turn into a protector. As we all know, the hero himself isn’t good or bad; everything depends on the role allotted to him by history, and history itself is like a werewolf.

 “And when did this all start?” you may ask. In school, of course! All the pupils gather round Kuznetsov. He is drawing, and it is a miracle of transformation. Viktor is a magician who turns images into something else. Here an author’s portrait in the literature textbook changes into the wolf from the cartoon, here a street girl turns into the erotic Lyubasha, here Viktor Kuznetsov becomes Gipper Puper.

Viktor Kuznetsov is a visionary artist. Fantasy is not just a motionless picture, but a story to take the spell off of. Love awoke and overpowered the Wolf. “She killed Gipper P.”, the artist signs under the picture. Love smote Gipper P., and he tells the story posthumously, like in a movie. Like in a movie when the words are heard off screen, “For my death you should blame…”. Like in a movie, two frames are juxtaposed: Lyubasha and Gipper Puper, struck in his very heart; he is also Alexander Sergeevich Pushkin; he is also Viktor Kuznetsov.

Kuznetsov’s erotic art tells a story influenced by film and animation. This art sometimes resembles the Eros of the ancient Greeks, sometimes the Eros of the Romans, but the stamp of Walt Disney and the Lumière brothers is always obvious. The story and its composition are cartoon cuts.

History is changeable; it rewrites itself. So Viktor says that the title of the picture is a gift to the viewer. The viewer, looking at it, creates his own story and gives it a name himself. As the gift bestowed upon the artist, such is the gift he gives the viewer: feast your eyes, let your imagination run, and make up a name! Give a name to your love!

 

TECHNIQUE OF EROS AND LINES OF GRACE

As any schoolchild knows, the ancient Greek god of love was called Eros. Eros is not just one of the gods, but Aphrodite’s companion and helper. He is a liaison between the gods, between the gods and heroes, and between the heroes and people. He is the force that rules the world. And it’s not by accident that Eros is most often paired with Psyche. Love and the Soul that is captivated by it are inseparable. Without Eros there is no Psyche, without Lyubasha there is no Gipper Puper, and without Gipper Puper there is no Wolf.

Without Eros there is no art, and for art the ancient Greeks used the word techne, technique. Eros awakens technique, and there is no Eros without technique. The artist Viktor Kuznetsov picks up… no, not a paintbrush, and not a pencil, but a cutter.

And so this cutter runs across white cardboard, glides, traces the field of white. White on white all around, no matter how hard you look. But the lines of history have already been drawn. Such is fate. Lines, curves, turns… isn’t a dash in the lines the work of Eros’ hands?! And isn’t that an image being born, invisible at first, under the violent pressure of the cutter?! There he is, the Eros of technique! Here it is, the technique of Eros! Eros leads the cutter, opening the flesh of the cardboard slightly with a pointed tongue, baring the elegant line of grace beneath himself.

Next comes the moment of the paint. A black tube appears over the white field. The black oil spreads over the white. The painter’s fingers caress the cardboard, pushing the black into the slits. It was white as white – now black as black. And now comes the time for a white rag to wipe off the paint that didn’t get into the cuts. Now the lines stand out brilliantly! Now the invisible has been made visible! Now the Wolf has appeared, and Lyubasha too.

The artist halts the engraving process at the matrix stage. In a time when images are infinitely reproducible and copied, he maintains an aura of singularity. Such is the technique Viktor Kuznetsov has invented for himself.


LOVE OF SHOES

If one artist works with reiteration, another works with uniqueness. So it turns out that Andy Warhol’s shoes repeat themselves infinitely, while Viktor Kuznetsov’s little shoes are as inimitable as Cinderella’s glass slipper. Each shoe is unique, even if it is repeated on the same page.

Viktor Kuznetsov’s shoes are magical. Each of them gives birth to its own image. Mickey Mouse is peeking out of one, Captain Jack Sparrow is pushing out of another, a third becomes a bowl to hold a skull, the fourth is being gracefully embraced by Lyubasha, a flower is blooming out of the fifth, and just the sixth buxom one topples over under its weight.

The shoes are sprouting images. The shoes lay themselves open to images. The power of Eros is in the magical slippers.

Hundreds of Viktor Kuznetsov’s shoes are reposing in shoeboxes. And you can’t say that there are two of a kind. The artist himself associates this love of slippers, boots, and shoes with his great-grandfather, his grandfather, and yes, his own father – with a dynasty of shoemakers. Oh, the familiar scent of leather and glue!

Of course, we couldn’t manage without Eros here, either. He is hovering over the slippers and heels and boots and shoes. Eros is persistent and stubborn. As Viktor Kuznetsov says with a smile, “Shoes are my life.” Eros, of course, is life! Who would know better than Lyubasha and the Wolf.

 

Viktor Mazin

ЛЮБАША И ВОЛК

ХУДОЖНИК ДЕЛОМ СКАЗЫВАЕТ, КАРТИНКАМИ ФАНТАЗИЮ ПОКАЗЫВАЕТ

«Любаша и Волк» – это нескончаемая история невинной девочки и страшного зверя, любви и смерти, искусства и художника. История эта, конечно же, рассказывается в картинках, и Виктор Кузнецов делает это замечательно. Уж он-то знает, мелькают годы, города и страны, а Любаша и Волк по-прежнему неразлучны.

Искусство Виктора Кузнецова – изысканное искусство преобразования. Один образ всегда с готовностью превращается в другой. Волк может зверем-извергом явиться, а может и защитником обратиться. Понятно ведь, что сам по себе герой не плох и не хорош, и всё зависит от роли, отведенной ему историей, а история – то оборотень, волку подобный.

И когда всё это началось? – спросите вы. В школе, конечно! Вот сгрудились учащиеся вокруг Кузнецова. Он рисует, и это – чудо преобразования. Виктор – волшебник, превращающий одни образы в другие. Вот портрет писателя в учебнике литературы превращается в волка из мультфильма, вот замарашка оборачивается эротичной Любашей, вот Виктор Кузнецов становится Гиппером Пупером.

Виктор Кузнецов – художник-фантазёр. Фантазия же – не просто застывшая картинка, а история, которую предстоит расколдовать. Любовь пробудилась и одолела Волка. «Она убила Гиппера П.», – подписывает картинку художник. Любовь сразила Гиппера П., и он рассказывает историю посмертно, как в кино. Как в кино за кадром звучат слова «В моей смерти прошу винить…». Как в кино, смонтированы два кадра: Любаша и пораженный в самое сердце Гиппер Пупер, он же Александр Сергеевич Пушкин, он же – Виктор Кузнецов.

Эротическое искусство Кузнецова рассказывает историю под впечатлением кино и мультипликации. Искусство это напоминает то Эрос древних греков, то Эрос римлян, но печать Уолта Диснея и братьев Люмьер на нем всегда очевидна. История и её композиция – мультмонтаж.

История переменчива, она переписывается. Вот Виктор и говорит, что название картинки – подарок зрителю. Зритель, глядя на неё, создает свою историю, и сам дает ей название. Таков дар художника, таков подарок зрителю: любуйся, фантазируй и придумывай имя! Дай имя своей любви!

 

ТЕХНИКА ЭРОСА И ЛИНИИ ГРАЦИИ 

Древнегреческого бога любви, как знает любой школьник, звали Эрос. Эрос – не просто один из богов, спутник и помощник Афродиты. Он – связной между богами, между богами и героями, и между героями и людьми. Он – сила, правящая миром. И не случайно витает Эрос чаще всего в паре с Психеей. Любовь и плененная ею Душа неразлучны. Без Эроса нет Психеи, без Любаши нет Гиппер Пупера, без Гиппера Пупера нет Волка.

Без Эроса нет искусства, а искусство древние греки называли словом техне, техника. Эрос пробуждает технику, и нет Эроса без техники. Художник Виктор Кузнецов берет в руки… нет, не кисть, и не карандаш, а резачок.

И вот уже бежит резачок этот по белому картону, скользит, расчерчивая поле белое. Белым бело вокруг, сколько не смотри. Но линии истории уже прочерчены. Такова судьба. Линии, изгибы, повороты… разве прочерк линий не Эроса рук дело?! И разве не рождается образ, сначала невидимый, под насильственным нажимом резачка?! Вот он, Эрос техники! Вот она техника Эроса! Эрос водит резачком, приоткрывая острым язычком плоть картона, обнажая под собой изящные линии Граций.

Затем приходит время краски. Появляется над полем белым тюбик черный. Растирается по белу полю масло черное. Ласкают картон пальцы живописца, вгоняя черное в разрезы. Было белым бело – стало черным черно. И вот приходит время ту краску, что в надрезы не попала, тряпочкой белой снимать. Вот и проступили линии ярко! Вот и стало невидимое – видимым! Вот и проявились Волк, да Любаша.

Художник приостанавливает процесс гравёра на стадии матрицы. Во времена бесконечной воспроизводимости и повторяемости образов, он сохраняет ауру уникальности. Такова техника, изобретенная для себя Виктором Кузнецовым.


ЛЮБОВЬ К ТУФЕЛЬКАМ 

Если один художник работает с повторяемостью, то другой с неповторимостью. Вот и получается, что туфли Энди Уорхола бесконечно повторяются, а туфельки Виктора Кузнецова неповторимы, будто хрустальный башмачок Золушки. Каждый башмачок – уникален, даже если и повторяется на одном листе.

Туфельки Виктора Кузнецова – волшебные. Каждая рождает свой образ. Из одной выглядывает Микки Маус, из другой выдвигается Капитан Джек Воробей, третья становится для черепа чашей, четвертую грациозно заключает в объятия Любаша, из пятой цветок распускается, и только шестая полногрудая под тяжестью опрокидывается.

Туфельки прорастают образами. Туфельки подставляются под образы. Сила Эроса в волшебных башмачках.

Сотни башмачков Виктора Кузнецова покоятся в коробках из-под обуви. И не скажешь, мол, два сапога пара. Сам художник связывает эту любовь к башмачкам, ботиночкам, да туфелькам с прадедом, дедом, да отцом своим – с династией мастеров сапожного дела. Ох уж этот родной запах кожи да клея!

Без Эроса и здесь, конечно, дело не обошлось. Витает он над башмачками и черевичками, сапожками да туфельками. Эрос настойчив и упрям. Вот и произносит с улыбкой Виктор Кузнецов: «Туфельки – дело всей моей жизни». Эрос, конечно же, дело жизни! Кому как Любаше с Волком этого не знать.

 

Виктор Мазин