ГИБЕЛЬ ПЕТЕРБУРГА

Пророчества о надвигающемся конце света возникают периодически, особенно на рубежах веков. Наступающий 2012 год  в очередной раз назван датой, после которой времени больше не будет.

 

Участники кураторской инициативы Александра Дашевского «Гибель Петербурга»  визуализировали свое представление об ожидаемом глобальном катаклизме. Художественные высказывания в диапазоне от графики до видеоарта, созданные известными петербургскими авторами - Ильей Гапоновым, Валерием Гриковским, Александром Дашевским, Виталием Пушницким, Андреем Рудьевым, - фиксируют оригинальный взгляд на события перед концом истории.

Перевод апокалиптических страшилок, заполнивших информационное пространство, в творческую рефлексию, подспудно поднимает вопросы, связанные с локальным самоощущением, духовными ценностями, ощущением времени.

 

«Катастрофа – идеальная новость. Она щекочет нервы, привлекает внимание, поражает воображение. Как и всякая новость, катастрофа имеет ограниченный срок годности, поэтому катастрофы должны происходить постоянно, чтобы держать аудиторию в напряжении. Образ глобального катаклизма, и без того популярный, последнее время у всех на устах. На рубеже веков жанр disaster film стал необычайно моден.

Другое дело, когда речь идет о Петербурге.

Петербург  это  место - символ. Инспирированный город, цивилизационное дерзание. Окруженный пророчествами о собственной гибели, он существует в состоянии приближающейся катастрофы с самого начала.  Через литературу, чаемое исчезновение города, стало частью петербургского текста. Петербург с самого своего создания находится в ожидании реванша «побежденной стихии», существует в состоянии отложенного небытия. Это небытие всегда присутствует на заднем плане, примелькалось,  вынесено за скобки как нечто само собой разумеющееся. Вроде бы на эту тему высказались все, кто могли – от Евдокии Лопухиной до Блока от Пушкина до Ахматовой. Но, хотя штормовое предупреждение постоянно – меняются поколения, меняется содержание понятия «Петербург».

Тематизация грядущей катастрофы ставит вопрос о ценностях. «Гибель» подспудно побуждает художника продемонстрировать, что на данный момент в Петербурге «при пожаре выносится первым». Что должно произойти, чтобы Петербург перестал существовать. Что такое петербургская идентичность сегодня».