ПОТЕТЕНИ ЦВЕТ
МАКСИМ СВИЩЁВ

06.10 — 25.11.2023


Загадочная «потетень», чей цвет представляет Максим Свищёв в своей новой живописно-графически-скульптурной инсталляции, явилась к нам из присказки «тень-потетень», записанной когда-то Владимиром Далем. Нужно было родиться в семье датчанина, чтобы увлечься звучанием и погрузиться в архаическое прошлое русского языка, воссоздавая современные смыслы из причудливых древних корней. Толковый словарь Даля в эпоху авангарда сделался любимым источником речетворцев, которые стремились в обширные пространства зауми в поисках смыслов, способных объединить весь мир, разделенный границами «харчевого дела разума» (по выражению Казимира Малевича). Веселая балалаечная потетень, вполне на первый взгляд бессмысленная, тем не менее лишь зазвучала, так сразу и засветилась, и открыла нам родство звука и света, о которых мы вообще-то знаем, но не помним, если не гром и молния. А помнить бы стоило, чтобы не дробить общность чувств и сохранять свободу и открытость мировосприятия.

Потетень парадоксальна, потому что она под сурдинку напоминает о тени, но благодаря ритмическому повтору и сказочному зачину словно бы звонко расцвечивает тень, выводя ее в пространство сияющего света. Именно этим своим заумным показом взаимного оборотничества тени и света она и привлекла Максима Свищёва. Художник превратил пространство NameGallery в своего рода генератор свето-цветовых энергий, в коллайдер ярко окрашенных частиц потетени. Они летят в цветном линейном вихре, срываясь с орбит на плоскостях высоких, как паруса, картин, собираются в созвездия на графических листах, конденсируются в сюрреальных скульптурах – магических объектах. Их задача – вернуть свет в мир, трагично погруженный в тень, отрезанный дымной тенью от своего естественного солнца.

Несмотря на свою индийскую красочность, Свищёв очень петербургский художник. Он – практик «ЗорВеда» (зрения-ведания) и селекционер авангардного цветоводства Михаила Матюшина. Исторический опыт петербургского искусства в том, что, спустя 110 лет после авангардной «Победы над Солнцем», мы видим: важны не разделительные линии, не межи через старое и новое, или через, как выражался авангардный режиссер-заумник Игорь Терентьев, «заумь и зауряд», но именно объединяющие импульсы, способные трансформировать зауряд в поле зауми и преобразить его и нашу жизнь. Так изменился смысл «Победы над Солнцем», созданной накануне исчезновения мира (и самого Старого света и состояния без войны), что теперь нам представляется важнейшей мирная работа по преобразованию тени в свет. Надо сказать – в своем «теперь» - мы вновь находимся в исторической позиции ленинградских заумников-обэриутов, особенно Даниила Хармса, который своим понятием «цисфинитной логики» смоделировал механизм преображения конечного в бесконечном, обыденного в метафизическом. Спустя пол века после него Тимур Новиков придумал теорию «перекомпозиции», позволяющую непосредственно преобразить материалы и сувениры самой обычной жизни в прекрасное искусство. Так и в абстрактной инсталляции Максима Свищёва мы переживаем момент рождения радостной цветной вселенной, где можно, «не вешаясь взглядом на предметы» (М. Матюшин), подставить лицо освежающим потокам радужных лучей, творящих зеленый мир и атмосферу жизни.


Екатерина Андреева

Максим Свищёв