Неожиданность – редкое качество для взрослого художника. Чаще всего примерно понимаешь, что может явиться на свет или, по крайней мере, в каком направлении. С Юрием Александровым – иначе, недаром он един в трёх лицах, то Иван Гольденшлюгер что-то подбросит, то Константин Молох. Ждёшь комикса, получаешь картины, ждешь деревяшек, получаешь ширмы, ждешь тканей, рождаются лепные салфетки. Как обозвать эти работы – не концепты ведь, хотя и они тоже. Вроде и не картины, хотя и они тоже. И не объекты, хотя и самые что ни на есть. В них странность: сидит художник и слепливает салфетки, вроде бы случайно, но при этом совсем нет. Разноцветные, полосками, из них образуются буквы, слова, формы, червячки, цифры. Смотришь и поначалу ничего не понимаешь. Постепенно привыкаешь. И даже начинаешь любить.Что этому привело – случайность, обстоятельства, неосознанные воспоминания о крученых ковриках? В любом случае это свидетельство того, что есть безостановочное переформование мира в свои предметы. Отчасти и необходимость: когда-то получилось, а затем, к примеру, в больнице, ничего другого под рукой не было, одни салфетки. И в итоге из них получились маленькие картины. Они отчасти отсылают к номерам автомобилей, отчасти к номеркам комнат, отчасти к вывескам. А отчасти и старым эмалированным номерам домов на лицах, таким продолговатым. И потому они так рифмуются с самыми скромными фотографиями. Черно-белыми, когда-то сделанными самим художником, на них - простые вещи, стены, снятые на улице. Это звучит как прямая отсылка к растиражированным словам Леонардо о том, что самый завлекательный объект – разрушающаяся стена, в подтеках, царапинах, трещинах которой мы можем увидеть самые разные истории. Так и искусство можно склеить даже из салфеток, выкрутить и слепить.
Но при этом слово картины – принципиальное для Александрова: все эти маленькие вывески, вешалки, футболки, флажки совсем не случайны и далеко не наивны. Они выглядят так непритязательно, но он их лепит и одновременно строит. Номерной знак вроде как обычен, но продуманно придуман. За этим – вся школа Александрова как безупречного строителя книг. Как лист выстраивается, так и эта внешне скромная картинка. Только она ещё и вылеплена, всё вручную. А оттого это почти приглашение к рукоделию – но не банальному, а творчески своему. Ну, а вдобавок ещё и тексты. А в итоге – лепные весёлые картинки. Правда, умные, что всегда плюс. А ещё и приглашающие разглядывать мир.
Алексей Лепорк