Художник, получивший известность как «самуилл маршак», выступает на этот раз на только под псевдонимом, но и под настоящим именем — Дима Королев. В пространстве галереи реализован привычный для искусства парадокс: два живописных цикла с сопровождающей их серией объектов вышли из-под руки одного человека, но отличаются как будто принадлежат разным авторам. Персонажность истолковывается Королевым без московской прямолинейности: бережно сохраняя «самуилла маршака», он постоянно осмысляет и внутренне проживает множественность творческих жизней. Писать картины бывает непосильным для одного трудом, но кто же тот художник, которому можно его доверить?В свое время в Ленинграде Даниил Хармс, работавший в Госиздате под началом Самуила Маршака, придумал «равновесие с небольшой погрешностью». В 2017 году выпускник факультета живописи Академии художеств Дима Королев начинает подписывать работы «самуилл маршак» — псевдонимом, производящим на уровне лексики ощущение неправильности, к которому он стремится в искусстве. Шестилетнее столкновение с консервативной академической системой Королев прошел «по касательной» — он, в отличие от многих других, не учился в художественной школе, а в Институт имени Репина поступил в 27 лет, окончив к тому времени факультет психологии Герценовского педагогического университета. С самого начала самовыражение для него важнее хороших оценок, а эрмитажный Матисс способен дать больше любых преподавателей. Ведь главное, по его словам, — «слепящая любовь к живописи».Мир картин «самуилла маршака» непрост и по-настоящему трагичен: далеко не всякий, даже при модных нынче поисках «травмы», признается в репрессивной сути бесконечно тянущихся детских лет. Осознание тотальности окружающего абсурда, которое хоть раз посещало любого ребенка, может сформировать личность. В этих работах глубинная жизнь прорывается наружу отдельными словами, слогами без гласных букв или остраненными через латиницу ругательствами. Высказаться позволяет только сочетание красок и форм на холсте, искусство в который раз выполняет непосредственную психотерапевтическую функцию. Мироощущение художника «самуилл маршак» есть и в написанных Королевым текстах со стихотворной разбивкой строчек, где выражены чувство внутренней скованности, тусклый свет несвободы, докучность внешних обстоятельств. Праздничность с трагическим надрывом выглядит очень национальной и разменянной в российском быту чертой, но в живописи встречается впервые у французов начала ХХ века после опыта большой войны, — как отсвет, лежащий на предметах и особенная любовь к сине-зеленой гамме.Королев движется наперекор узнаваемым приемам contemporary painting, набор которых сложился в последние годы. Ремесленные навыки предоставляют художнику значительную степень свободы. Его картины до предела насыщены цветом — но в них не встретишь положенных рядом чистого краплака и изумрудной зелени. Нет неумеренных потеков фузы — при этом холсты кажутся сделанными alla prima, в один подход, и сохраняют впечатление живописной свежести. Пространство проработано ровно и вдумчиво, без постмодернистской беглости. От одного пластического завоевания художник идет к следующему, прежде воплощения для него нет ничего самим собой разумеющегося. Работая в привычно интимных жанрах пейзажа и натюрморта, только так возможно сказать о важном, большом и серьезном.К средствам живописи он способен относиться «по-детски»: цвет и композиция берутся в виде элементарных единиц, еще не связанных намертво, — художник словно придвигает друг к другу пластические и смысловые блоки создаваемой картины, оценивая их взаимодействие. Подобное же происходит с его деревянными раскрашеными объектами, которые близки к творческим заданиям мастеров Баухауса. Завершенные полотна обладают у Королева свойствами неокончательности, являя собой не гомогенное и взаимопроникающее единство плотной материи, а тонкий и легкий гармонический баланс, с уверенностью выбранный автором. Элементы живописного произведения динамически взвешены в пространстве, где один предмет может быть лишь ненамного тяжелее другого. Три натюрморта и пейзаж, написанные в 2021 году и начинающие для художника следующую живописную историю, даны в новом и глобальном ракурсе. Изображенное посреди обширного картинного поля — цветок ли это, хлеб, городские тополя или плоды инжира, — погружено в мир чистых рефлексов света и цвета, а композиционные массы и объемы делаются по-барочному подвижными и текучими.Будь автор этих работ «самуиллом маршаком» или Димой Королевым, — перед нами в первую очередь очень интересно мыслящая кисть. Живопись для него самоценна и говорит сама за себя. Казалось бы, преданность традиционному медиуму и сосредоточенность художника на формальной стороне искусства — крайне несовременные черты, но именно они обеспечивают «долгое дыхание», которого сейчас так не хватает.Куратор — Павел Герасименко