В ЦАРСТВЕ СТРОГИХ ФИГУР
МАРК ПЕТРОВ

21.05 – 20.06.2011
Друг Марка Петрова поэт Роальд Мандельштам царством строгих фигур представил послеблокадный Ленинград, где оба они начинали писать в конце 1940-х, входя в круг лидера ленинградского нонконформизма Александра Арефьева. Царственная строгость означала в советских условиях эстетический аскетизм и отказ от социализации. В отличие от арефьевцев, Марк Петров, окончивший курс мастеров при училище Штиглица, пошел служить в Комбинат живописно-оформительских искусств, где подрабатывал и его собеседник 70-х, гений второй культуры Ленинграда Евгений Михнов-Войтенко. Петров не смотрел на оформительские заказы как на побочный заработок. В его промграфике главной была идея вечного простора, видимого через тонкую классическую раму, как созерцаемо устье Невы в оправе набережных. Небесный простор над бескрайней поверхностью свободной воды на конверте «Музыкального искусства Ленинграда» утверждал свои горизонты, непроштампованные советской властью. В 1970-е мщение этой власти настигло художника: за свободу совести он чуть было не лишился свободы и вынужден был переехать из Ленинграда в Выборг.

В 1968-м Петров пишет картину «Воспоминания о будущем», где красный советский колер погружается в закатные гаммы Р. Мандельштама, растворяющие силуэт пятиконечной звезды, которая маячит за постаментом кого-то из коммунистических тиранов. В правой части композиции красный закат гаснет и наступает льдистое сияние, источаемое сонмом лиц, среди которых различимо лицо жены Петрова, художницы Иоанны Куней. Этот почти иконный мотив – так изображали ангельские хоры – и эти же персонажи в живописи Петрова встречаются еще в композициях «Лица друзей» и «Зоопарк» (обе 1968 года, первая выстроена вокруг портрета Арефьева). Впрочем, жизнь, написанная Петровым, радикально отличается от той, что фиксировали Нищенствующие живописцы. Витальная энергия в «Воспоминании о будущем» трансформирована в энергию вечности. Такую недвижную динамику, потенциальную переходность, когда тело и материальная фактура присутствуют, являясь давно уже посмертно сущими в бытии, запредельном для своей естественной истории, Р.Мандельштам открыл в образе петербургских соборов: «Луна лелеет кафедралы / Как кости мамонтов – ледник».

В искусстве Петрова нет формальной границы между абстракцией и фигуративностью. Так, Марк Петров еще в юношестве сумел воплотить традиционно считающееся незримым, чтобы потом всю жизнь размышлять над судьбой царящей в Петрополе Прозерпины. В своей творческой медитации он стал не похож ни на кого и одновременно близок самым ярким звездам петербургского искусства ХХ века.

Екатерина Андреева


Марк Петров - неоправданно забытый художник с весьма интересными живописными и графическими работами и биографией. Марк Петров родился в Ленинграде в 1933 году. В детстве в блокадном Ленинграде он потерял ногу, что не помешало ему стать в 1950-е известным модником и жениться на польско-литовской художнице Иоанне Куней (1955). В начале 1950-х он становится приятелем художника Александра Арефьева и поэта Роальда Мандельштама. С Арефьевым его сближает учеба в СХШ, которую Арефьев не окончил, а Петров в 1949-м смог доучиться до конца и позднее поступил на отделение мастеров при Мухинском училище, где стажировался в 1951-1952 годах. В 1960-е Петров сближается с другим лидером ленинградского нонконформизма -Евгением Михновым-Войтенко и дружит с ним в 1970-е годы. На жизнь он зарабатывает, как и Михнов, при Худфонде с 1962 года - в Комбинате живописно-оформительских работ, делая рекламы и разрабатывая стиль Аэрофлота, конверты пластинок, сувенирные коробки спичек и конфет, афиши для Зоопарка.
Марк Петров - автор первой схемы Ленинградского метрополитена, которая стала основой для всех последующих и сохранила в абстракции линий напоминание о дельте Невы и городском пейзаже.

Теперь, с открытием произведений промграфики Марка Петрова, понятно, что классический стиль Ленинграда 1960-х, на котором был воспитан в том числе и Тимур Новиков - это стиль именно Марка Петрова. В 1972-м он подвергается уголовному преследованию за связь с ленинградскими буддистами по делу Б. Дандарона. С 1980-х до смерти в 2004-м уединенно живет в Выборге, где пишет биографический роман, который еще не опубликован.
Произведения Марка Петрова находятся в собраниях Государственного Русского музея, Музея нонконформистского искусства на Пушкинской, 10, Государственного музея "Царскосельская коллекция", а также в частных коллекциях.