БАНДИТСКОЕ БАРОККО
ОЛЕГ ХМЕЛЁВ, АЛЕКСАНДР И ЛИЗА ЦИКАРИШВИЛИ, ТАТЬЯНА ЧЕРНОМОРДОВА, АЛЕКСАНДР ШАМЕЕВ, ПЁТР ШВЕЦОВ, СЛАВА НЕСТЕРОВ, НАТАША ПЕРОВА, ПАВЕЛ ПОЛЬЩИКОВ, КЕРИМ РАГИМОВ, АНДРЕЙ РУДЬЕВ, ДЕНИС УРАНОВ, ЛИЛИЯ ФИЛИНА, АЛИНА ИЗМАЙЛОВА, ОЛЯ АНДРЕЕВА, МАРЕСИЙ ИВАЩЕНКО

19.03 – 30.04.2021
Бандитское барокко – спекулятивный проект о культурных тенденциях типичных для первого десятилетия после распада Советского Союза. Эпоха первичного накопления капитала предстает здесь в качестве мифического времени, главные герои которого не просто бизнесмены или криминальные элементы, а новые аристократы, эпические герои своей реальности. Эти же герои должны формировать вокруг себя специфическое пространство, в котором стремление новообразованного класса организовать собственную повседневность сталкивается с поиском новых идентичностей и вульгарной коммеморацией в логике формулы «дорого и богато».

Участников выставки можно разделить на два условных “лагеря”. Для части художников обращение к прошлому носит сугубо спекулятивный характер и не соотносится с реальным опытом жизни в это время (просто в силу возраста этих художников). Работы же других авторов можно рассматривать как попытку отрефлексировать подобный опыт. Но все эти произведения объединяет высокая степень неоднозначности, нарочитые заигрывание с визуальным материалом ушедшей эпохи.

Экспозиция в данном случае - художественная игра с узнаваемыми визуальными паттернами и нарративами о прошлом (элитарное потребление, статусные практики, поиск новой идентичности, память и так далее), но с изначальной установкой на невозможность окончательной сборки этого проекта в единое и целостное высказывание. Историческая мифология здесь - отправной пункт для художественных спекуляций, а любые попытки занять в этом поле четкую диспозицию заведомо обречены на провал.

Обрывки образов подобно галлюцинациям возникают в пространстве и распадаются, не успев соединиться. Здесь можно обнаружить отсылки на те или иные исторические сюжеты, фрагменты бытовых ландшафтов, артефакты потребительских практик и отзвуки шума средств массовой информации. Чем больше прошлое отдаляется от нас, тем сильнее знание о нём становится похожим на избыточный в своей насыщенности, плохо структурированный галлюциноз, в котором мы пытаемся найти удобные реперные точки, фиксируясь на отдельных фигурах памяти.

Кураторы: Павел Польщиков, Татьяна Черномордова